8-914-478-8778
8-924-478-8778

Ваша корзина пуста!

Все владельцы дизельных машин рано или поздно сталкиваются с горящим значком сажевого фильтра на приборке. Обычно данный сигнал указывает на снижение эффективности работы устройства, а из-за этого — падает мощность и увеличивается расход.

Зачем нужен и как работает сажевый фильтр
Сажевый фильтр на дизелях устанавливается для снижения твердых частиц в выхлопных газах. С приходом в Россию стандарта Евро-5 его наличие обязательно на всех ввозимых и производимых на территории страны легковых авто с дизельным двигателем.
Принцип работы сажевого фильтра прост: частички сажи, проходя через фильтр, представляющий собой своеобразное «сито», застревают в этой ячеистой структуре. На входе и выходе устройства стоят датчики температуры и дифференциального давления, оценивающие эффективность его работы. Исходя из принципа работы, логично, что наступает момент, когда большинство ячеек фильтра окажется заполненным. Движку становится тяжелее работать, что для водителя выражается в потере мощности. Именно после этого водители обычно решают удалить сажевый фильтр, замена на новый стоит дорого.


Виды сажевых фильтров
На современных автомобилях используется несколько вариантов устройств, которые различаются конструктивными особенностями, принципом работы и фильтрующим материалом. Условное разделение на типы идет по способу регенерации — это фильтры DPF и FAP.

DPF — это «стандартный» сажевый фильтр, обычно изготавливаемый из карбида кремния (керамики). Для очистки устройства используется активная и пассивная регенерация, которые запускаются при достижении определенной температуры выхлопа (об этом ниже). Фильтры данного типа в основном устанавливаются на автомобили концерна VAG.

Сажевые фильтры типа FAP разработаны концерном Peugeot-Citroen. В них применяется система регенерации, для которой необходима специальная присадка — Eolys. С ее помощью температура необходимая для прожига сажевого фильтра достигается за счет дополнительного окисления отработанных газов до вхождения в само устройство. Кроме французских брендов похожую технологию используют Ford, Toyota и некоторые другие производители.

C принятием норм Евро-6 бензиновые двигатели с прямым впрыском топлива также должны оснащаться сажевыми фильтрами (GPF/OPF/PPF) для контроля ультрадисперсных частиц.

Пассивная, активная и принудительная регенерация
Регенерация — это способ самоочистки путем сжигания задержанных частичек сажи. Она бывает двух видов: пассивная и активная.
Пассивная регенерация срабатывает при определенных условиях вождения — требуется держать примерно 2500 об/мин от 20 минут до получаса. Это необходимо, чтобы выхлопные газы разогрелись до 600°С. В городе пассивную регенерацию сажевого запустить нереально, поэтому периодически необходимо совершать продолжительные поездки на трассе.

Технология FAP позволяет регенерации запускаться без достижения нужной температуры за счет дополнительного «разогрева» присадкой. В качестве присадки используется жидкость Eolys или Infineum, которая хранится в отдельном бачке. По расчетам производителей ее должно хватать на весь срок службы сажевого фильтра — то есть до 120 тыс. км пробега. Минус фильтров FAP — при сгорании присадки частички оседают на стенках устройства и уже не выводятся из него.

Активная регенерация происходит, когда не получается запустить пассивный прожиг. ЭБУ оценивает заполненность устройства по информации с датчиков и отдает команду на дополнительный впрыск топлива, чтобы поднять температуру.

Принудительная регенерация, как следует из названия, запускается вынужденно в ручном режиме. По сути это вариант активной регенерации, когда количество сажи достигло определенного порога. С помощью диагностического оборудования (на некоторых авто через кнопку — например, на Тойотах) в ЭБУ включается сервисная программа, при которой холостые поднимутся до 1500–2000 оборотов. В таком режиме движок нужно «погонять» на месте до 30 минут.

Признаки неисправности
Поскольку владельцы зачастую пренебрегают правильной эксплуатацией сажевых фильтров, устройства выходят из строя раньше положенного срока. Для России это особенно актуально, так как топливо у нас далеко не лучшего качества.

Главный показатель проблемы — горящий значок на панели. Дополнительно могут гореть индикаторы «катушки» и «Check Engine».

Симптомы проблем с сажевым фильтром:

Снижается мощность, особенно на низких оборотах;
Увеличивается расход топлива;
Двигатель на холостом ходу работает неровно;
Повышается уровень масла. Причина — разжижение топливом из-за частых попыток регенерации и попадании части топлива в картер ДВС;
Возникает шипение при работающем двигателе.


Коды ошибок
P2002 — низкая пропускная способность фильтра;
P242F — накопление золы;
P2452, P2453, P2454 — ошибки из-за датчика давления A (который перед фильтром). Может быть неисправность электрической цепи, короткое замыкание или обрыв проводов;
P2458 — процесс регенерации не был завершен;
P2463 — засорение фильтра;
P246B — не может запуститься регенерация;
P0471, P0472 — проблемный сигнал из-за датчика давления отработавших газов
00480a, 00481a на BMW — высокое противодавление отработавших газов, фильтр засорен.


3 варианта решения проблемы
Промывка сажевого фильтра.
Если принудительная/аварийная регенерация не помогает, можно попробовать очистку с помощью Liqui Moly, DPF Cleaner, ТУНАП 131 и др. средств. Промывку можно делать как снятого устройства, так и без демонтажа, подавая промывочную жидкость под давлением в отверстие выкрученного датчика. Очистку таким методом имеет смысл делать при средней забитости, но надолго продлить жизнь фильтру все равно не получится.
Установка нового устройства.
Замена фильтра — самый дорогой способ решения проблемы. Оригинальные устройства могут стоить до 90 000 рублей даже для моделей среднего класса. Плюс придется потратиться на сервисные работы по замене.


Удаление сажевого фильтра.
Устройство необходимо физически вырезать (можно вместе с катализатором, если тот выработал ресурс) и отключить в программе ЭБУ. Цена удаления сажевого фильтра — от 10 до 30 тысяч рублей в зависимости от модели автомобиля. Радикальный, но наиболее эффективный способ, который предпочитает большинство автовладельцев.
Компания АДАКТ принципиально против удаления корректно работающего сажевика, катализатора и других систем. Данные работы рекомендуем проводить только, когда компоненты выйдут из строя.

Стоит ли удалять сажевый фильтр?
Плюсы удаления

  • Исчезают ошибки и проблемы в будущем;
  • Существенная экономия денег на замене;
  • Исчезают проблемы с мощностью и повышенным расходом;
  • Не нужно совершать выезды на трассу ради регенерации и нет риска поломок при остановке с неоконченным процессом очистки.